Карта сайта

Заколдованное место реальное и фантастическое таблица

Санкт-Петербург 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе: - федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цели и задачи Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи курса литературы 5 класса: - развивать представление о литературе как об искусстве слова; - развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе; - совершенствовать навыки выразительного чтения; - сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учеников. Чтение изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 5 классе. Курс литературы 5 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой. Виды контроля: - промежуточный: пересказ подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лицавыразительное чтение, в том числе и наизусть. Развёрнутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную историко-литературную темы, презентации проектов; - итоговый: анализ стихотворения, развёрнутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме. Адресность Данная рабочая программа по литературе рассчитана на обучающихся в 5 классе по общеобразовательной программе среднего полного общего образования. На изучение литературы в 5 классе отводится 70 часов, из них на развитие — 10 часов, внеклассное чтение - 10 часов. В 5 классе происходит знакомство с новыми темами, писателями, по осмыслению прочитанного, привлекается справочная литература. Курс литературы в 5 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая линия изучения литературы в 5 классе — литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, её лучших образцов. Основные теоретико-литературные понятия: - Художественная литература как искусство слова. Критерии оценивания: Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. Обязательна тетрадь для работ по развитию речи по литературе. В общей сложности, учитывая устные и обучающие уроки развития речи, за год учитель может провести 12-14 уроков, это зависит от уровня овладения учащимися предметными компетентностями. Объем письменной работы по литературе все виды изложений, сочинения-рассуждения, ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, отзыв и др. При проверке такой письменной работы по литературе учитель ставит две оценки, отмечает не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и ошибки, определяющие оценку за содержание. Учитель уже в пятом классе должен дифференцировать ошибки и мотивировать оценку за содержание, это и будет своего рода подготовка к критериальному подходу в оценке сочинений на ЕГЭ в 11-м классе. Рекомендуется проводить в конце каждой четверти словарные диктанты терминов 10—15—20 словодин из которых раз в четверть должен быть контрольным. Однако допускается одна-две неточности в ответе. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Класс Темп чтения вслух Темп чтения про себя 5 120 140-170 6 120 170-210 7 130 210-250 8 250-270 9 270-290 10 290-300 11 310-330 Порядок проверки рабочих тетрадей по литературе: в 5-8 классах — 2 раза в месяц у всех учеников; в 9 классе - 1 раз в месяц у всех учеников; в 10-11 классах — 1 раз в месяц у всех учеников. Содержание тем учебного курса литературы основное содержание Содержание тем учебного курса основное содержание составлено на основе примерной Программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Введение — 1 час. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги обложка, титул, форзац, сноски, оглавление ; создатели книги автор, художник, редактор, корректор, наборщик. Учебник литературы и работа с. Устное народное творчество — 6 часов. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Детский фольклор колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Народная мораль в характере и поступках героев. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессметного. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. « Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Древнерусская литература — 2 часа. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. « Повесть временных лет» как литературный памятник. « Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» их подвиги во имя мира на родной земле. Из литературы 18 века — 1 час. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. « Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Из литературы 19 века — 26 часов. Истоки басенного жанра Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Выразительное чтение басен инсценирование. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. Краткий рассказ о поэте. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. Краткий рассказ о жизни поэта детство, годы учения. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У Лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты». Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Героическое и обыденное в сказке. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения 1837. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Краткий рассказ о поэте. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных. Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Русские поэты 19 века о Родине и родной природе и о себе — 3 часа. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Русская литература 20 века — 13 часов. Краткий рассказ о писателе. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Краткий рассказ о писателе. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-тапёру. Заревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. Краткий рассказ о писателе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка общее и различное. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Драма как род литературы. Краткий рассказ о писателе. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Фантастика в литературном произведении. Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Поэты о Великой Отечественной войне — 2 часа. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; Война и дети — трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе — 4 часа. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщённый образ России. Писатели улыбаются — 1 час. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Из зарубежной литературы — 5 часов. Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Краткий рассказ о писателе. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Краткий рассказ о писателе. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружбы. Внутренний мир героев Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Подведение итогов года — 6 часов. Содержание Кол-во часов Из них Контрольные работы Развитие речи Внеклассное чтение 1. Введение 1 - - - 2. Устное народное творчество 6 1 1 1 3. Древнерусская литература 2 - - - 4. Из литературы 18 века 1 - - - 5. Из литературы 19 века 26 1 6 4 6. Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе 3 1 1 1 7. Русская литература 20 века 13 1 - 2 8. Поэты о Великой Отечественной войне 2 - - 1 9. Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе 4 - 2 1 10. Писатели улыбаются 1 - - - 11. Из зарубежной литературы 5 - - - 12. Введение 1 Книга в жизни человека Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии Структура книги термины Тест. Устное народное творчество 2 Малые жанры фольклора колыбельные, заклички, скороговорки, загадки. Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора Фольклор Проверочная работа. Кроссворды:: «Твой учебник», «Создатели книги» Сказки как вид народной прозы. Образ невесты-волшебницы, её духовный облик. Роль бабы Яги в сказке. Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки. Сказка Самостоятельная работа с таблицей Фронтальный опрос викторина — Волшебная сказка героического содержания. Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды, уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа Сказка, миф Творческое задание. Формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать, делать выводы Название Главная мысль Комментированное чтение и обсуждение Прочитать и пересказать сказку о животных по выбору 5б-17. Рассказ — характеристика сказочного героя. «Иван — крестьянский сын — защитник родной земли». Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу, использовать приобретенные знания для создания своих сказок Характерис-тика героя Подготовка к сочинению Написать сочинение по теме 5б-18. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Древнерусская литература 8 Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. Знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы Фольклор и летописи Ответы на вопросы. Словарная работа подобрать лексическое значение к указанному слову Справочные материалы —. Знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений Герой, подвиг выразительноечтение, выразительноечтение наизусть Выразительное чтение эпизода. Работа в группах блицопрос по тексту Из литературы 18 века 10 Научные истины в поэтической форме в стихотворении Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…». Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу, иметь понятие о родах и жанрах литературы Роды, жанры литературы Индивидуальные задания презентации. Задание: запиши номера жанров литературы таблица Из литературы 19 века 11 Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов. Знать творческую историю басни, понимать ее драму Басня, аллегория олицетворение мораль афоризм Выразительное чтение. Игра «Литературовед» значение литературоведчес-ких терминов Чтение и анализ басен. Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр Олицетворение диалог сатира Чтение наизусть. Групповые задания инсценировка басен. Познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века, знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена Крылатое выражение баснописец Творческое задание в тетради по литературе. Игра «Знаток басен Чтение сказки выразительное чтение эпизода 5б-15. Знать отличие литературной сказки от народной, знать и уметь приводить примеры антитезы Сюжет Эпизод Литературная сказка Антитеза Ответы на вопросы. Кроссворд «Герои сказки «Спящая царевна» Знать особенности жанра баллады, уметь определять роль пейзажа в балладах Жуковского Баллада Пейзаж Выразительное чтение наизусть. Тест найди лексическое значение слова Размышляя над финалом баллады 5 предложений 5б-22. Сюжеты и образы народных сказок в прологе. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм Поэма Рифма Ритм Строфа стихотворная и прозаичес-кая речь Творческое задание в тетради. Игра «Теоретик стихосложения» Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри Елисей, Соколко. Формирование умения давать сопоставительную характеристику центральных героев, используя цитаты из текста Цитата Сопостави-тельная характерис-тика Чтение наизусть. Индивидуальные задания Наизусть отрывок «У лукоморья…» 5б-29. Пушкина с народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». Уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и братьев Гримм, понимать и находить «бродячие» сюжеты «Бродячие» сюжеты Литературо-ведческие термины Выразительное чтение наизусть Подготовить материал к сочинению-отзыву 5б-30. Сочинение-отзыв на самостоятельно прочитанную литературную сказку. Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу Отзыв Синонимы Сочинение-отзыв Прочитать сказку Погорельского «Черная курица» план, герои 5б-12. Уметь беседовать по тексту, используя приём устного словесного рисования; выразительно читать наизусть; сопоставлять характеристики центральных героев, составляя таблицу; составлять план сказки; комментировать прочитанное Устное словесное рисование План Контрольный тест. Подготовиться к беседе вопр. «Бородино» 1837 — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения «Бородино». Значение рассказчика — солдата в поэтическом повествовании. Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство Лермонтова в создании батальных сцен Эпитет Сравнение Метафора Гипербола Звукопись Ассонанс Аллитерация Индивидуальные задания презентации. Выделить художественные средства в стихотворении. Прочитать «Заколдованное место пересказ эпизода 5б-19 и 20. Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести Сюжет и герои повести. Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя Повесть Предание Повествова-тельная манера писателя Презентации. Игра «Переводчик» словарная работа Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Уметь доказывать, что «Заколдованное место» - это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль Фантастика Задание в тетради. Пересказ «Были» близко к тексту с сохранением особенностей речи персонажей Рассказ о поэте значимые факты биографии. Картины природы и судьба народа в стихотворении Авторские рассуждения о судьбе народа. Изменение отно-шения рассказчика к родной реке. Уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения Эпитет Сравнение Пейзаж Композиция Индивидуальные задания. Игра «Литературное лото» найди вторую половину строки Подготовиться к беседе. Мир детства в стихотворении. Формирование умения анализировать лирический текст, находить выразительные средства речи, развивать выразительность речи Выразитель-ные средства речи Диалектные и устаревшие слова Выразительное чтение наизусть. Подготовить рассказ о детстве Тургенева 5б-4. Непримиримое отношение писателя к угнетению людей. Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы Тема произведения Проблемы Опрос. Кроссворд «Герои рассказа Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам Духовность Нравствен-ность Поступок Характерис-тика героя Рассказ о герое по плану. Ответы на вопросы Характеристика барыни или Герасима 5б-11. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести Композиция Сравнение Пейзаж Идея произведения Работа с текстом — игра «Конструктор» вставить в предложения пропущенные сравнения Сочинение по повести Углубление литературных знаний, формирование умения отбирать материал для характеристики героев, давать оценку их поступкам, аргументировать Абзац микротема Композиция сочинения Сочинение Быль как литературный жанр. Мысль писателя о дружбе народов. Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра Быль Портрет Деталь Главные герои Рассказ Проза Подтекст Задание: прочти цитату и узнай героя рассказа. Обучение сравнительной характеристике героев. Знать понятия сопоставление, противопоставление; средства раскрытия характеров действующих лиц поступки, портрет, пейзаж, авторская оценкауметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию от лица героя Сопоставле-ние Противопос-тавление Авторская оценка Сравнение Фрагмент Опрос. Чехов «Хирургия» - пересказ эпизода 5б-25. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чём основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации Юмор Речь героя Литературо-ведческие термины Рассказ о писателе. Викторина по рассказу Речь персонажей как средство их характеристики в рассказах Развивать умение давать характеристику героям их поступкам при написании сочинения Средства раскрытия характеров действующих лиц Ответы на вопросы. Терминологический диктант Подготовить пересказ одного из рассказов Чехова по выбору 5б-15. Развитие любви к литературе, навыков выразительного чтения Средства создания юмористичес-ких ситуаций Пересказ рассказа. Индивидуальные задания инсценировка эпизодов Рассказ о поэте. Выразительное чтение одного из стихотворений Фета по выбору 5б-21. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художествен-ной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особен-ность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение Стихотворе-ние Тема Идея Заголовок Выразительное чтение стихотворений. Задание Наизусть «Весенний дождь». Подготовиться к тесту поэты 19 века о родной природе 5б-22. Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе 37 Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…». Совершенствование умения анализировать лирический текст Лирика Средства художествен-ной вырази-тельности Выразительное чтение наизусть Наизусть стихотворение «Весенние воды». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Совершенствование умения анализировать лирический текст Как работать с тестом Наизусть стихотворение. Контрольный тест Подготовиться к конкурсу на лучшее чтение стихотворения о родной природе. Обучение анализу лирического произведения на материале стихотворений русских поэтов 19 века. Совершенствование умения анализировать лирический текст Сравнение Эпитет Русская литература 20 века 40 Человек и природа в рассказе. Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам Лексическое значение слова Иллюстрация Картина Выразительное чтение и пересказ рассказа. Короленко «В дурном обществе» Вася и его отец. Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам Проза Повесть Изобразитель-но-вырази-тельные средства языка Тест проверка знания текста. Оответ на вопрос связный текст Пересказ текста повести Вася и его отец 5б-11. Общение Васи с Валеком и Марусей. Совершенствование умения анализировать эпическое произведение Анализ эпического произведения Пересказ текста выборочный. Фронтальная беседа Подготовить ответ на вопрос: «Какой урок человеческих взаимоотношений получили герои повести Труд и талант в рассказе Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом. Обучение работе с художественной деталью Художествен-ная деталь Идея произведения Выразительное чтение. Комментарий прочитанного Выразительное чтение стихотворений Наизусть по выбору 5б-18. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении «Я покинул родимый дом». Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин Типы речи описание Выразительное чтение наизусть. Контрольная работа Прочитать сказ Бажова «Медной горы хозяйка». Рассказ о героях на выбор 5б-19. Народное представление о положительном герое. Образ Степана и Хозяйки Медной горы. Знать содержание сказов Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы Сказ и сказка Язык сказов Тема произведения Выделение ключевых проблем Цитата Рассказ о героях Прочитать и пересказать сказку Паустовского «Тёплый хлеб» составить план 5б-25. «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке. Знать содержание рассказов Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы Идея произведения Лексическое значение слов Выделение ключевых проблем Представить персонажи произведения. Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию рассказа Композиция Пейзаж Сравнения Характерис-тика героя Пересказ. Представить героев: внешний вид, характер, манера говорить. Игра «Найди сравнение» Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам; работа над ролью Пьеса-сказка Монолог Диалог Ответы на вопросы. Чтение по ролям Подготовить инсценировку одного из эпизодов сказки. Развитие навыков выразительного чтения, обучение работе с драматическим текстом Авторские ремарки Устное словесное рисование Индивидуальные задания. Ответы на вопросы Прочитать рассказ Душевный мир главного героя. Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев Фантастика Духовный мир Чувства героя Выразительное чтение эпизода встречи Никиты с отцом. Ответ на вопрос: какие чувства переживают мать и отец Никиты? Написать сочинение «Герои их поступки» по рассказам Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Знать своеобразие творчества Астафьева, знать об автобиографических произведениях писателя Автобиогра-фические произведения Черты характера Сочинение. Игра «Мир природы» Уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа Пейзаж Смысл названия Идея Устный ответ использовать черновик : черты характера Васютки. Краткий ответ на вопрос письменно. II — часть В-с. Поэты о Великой Отечественной войне 53 «Майор привёз мальчишку на лафете». Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль Торжествен-ный слог Ритм Тембр Эмоциональ-ная окраска Выразительное чтение стихотворений. Сравнить стихотворения Наизусть стихотворение, посвященное теме Великой Отечественной войны 5б-1. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Работа над выразительным чтением Патриотизм Героизм Художествен-ные приемы Выразительное чтение наизусть, комментарий Выразительное чтение и комментарий стихотворений Бунина, Кедрина, Рубцова, Прокофьева по выбору 5б-2. Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе 55 Рубцов, Дон-Аминадо Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение Средства художествен-ной вырази-тельности Выразительное чтение стихотворений. Ответы на вопросы Выразительное чтение стихотворений 5б-8. Кедрин «Алёнушка» и Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль Средства художествен-ной вырази-тельности Выразительное чтение стихотворений. Ответы на вопросы Любимые строки поэтов 20 века о родине и природе. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в стихотворениях русских поэтов 20 века. Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль Эпитет Олицетворе-ние Выразительное чтение стихотворений. Обучение анализу лирического произведения на материале стихотворений русских поэтов 20 века. Обучение комплексному анализу стихотворений Чтение с комментарием и анализ стихотворения Лирический герой Наизусть стихотворение Писатели улыбаются 59 Знать биографические сведения о Саше Черном и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове Юмористи-ческие произведения Сравнение Литературо-ведческие термины Творческое задание: придумать игру. Ответ на вопрос: какие средства и приемы помогают сделать произведение юмористическим сравнения, эпитеты, особые ситуации? Черты характера старого медовара 5б-22. Из зарубежной литературы 60 Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков. Фольклорные традиции в поэзии писателя. Знать автора баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздаёт поэт, уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль Фольклор Баллада Устное словесное рисование Выразительное чтение баллады. Рассказ о старом медоваре Рассказ о герое по плану 5б-23. Тема путешествия в литературе. Знать биографические сведения о Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове Дневник Устный ответ на вопрос. Характеристики героев сказки по выбору 5б-6. Мастер слов и сказок. Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки Портрет Сравнитель-ная характе-ристика героев Цитата Викторина по сказке. Индивидуальные задания Подготовить рассказ о героях Твена, пересказ одного из эпизодов 5б-7. Система воспитания и обучения. Иметь представление о личности и творческой деятельности Твена; уметь составлять словесный портрет героев словесное рисование Словесный портрет героев Выразительное чтение, пересказ эпизодов. Ответы на вопросы Подготовить рассказ о Кише, сопроводить его рисунками. Ответ на вопрос —. Повествование о мужестве, смелости, благородстве. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра «сказание», уметь охарактеризовать образ героя Сказание Идея произведения Кроссворд «Герои рассказа». Рассказ о Кише, рисунки Подготовиться к контрольной работе 5б-14. Подведение итогов года 65-66 Контрольная работа. Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы Работа с тестом Ответ на вопрос Связный текст Контрольная работа 1 итоговый тест, 2 краткий письменный ответ на вопрос, 3 устный ответ в виде связного текста на три предложенных вопроса Подготовиться к уроку — празднику «Путешествие по стране Литературии 5 класса» 5б-20. Роды, жанры Литературо-ведческие термины Обзор книг для чтения. Викторина Задание для летнего чтения 5б-27. Стилистический прием, используемый в выражении: «В целом мире не нашлось бы дворца лучше, чем дворец китайского императора…»: а юмор; б гипербола; в ирония. Путешественники, побывав в саду императора, сказали: «Вот это лучше всего! »: а о цветах; б об Озере; в о соловье. Император узнал о присутствии в его саду соловья: а из книг ученых; б из рассказов путешественников; в от своего первого приближенного. Человек, который помог придворным найти соловья, был: а рыбак; б матушка; в девочка. Сравнение, найденное первым приближенным для характеристики пения соловья: а будто хрустальные бусинки перекатываются; б словно стеклянные колокольчики звенят; в как будто серебряные молоточки стучат. Объясняя свой отказ принять награду от императора, соловей сказал, что он уже вознагражден, так как: а видел слезы на глазах императора; б видел грусть в глазах императора; в заметил искренний интерес в глазах императора. Способ подражания пению соловья, который придумали дамы: а стали набирать в рот воды, чтобы она при разговоре булькала; б стали повторять звуки, издаваемые соловьём; в научились художественному свисту. В словах выздоровевшего императора, которыми он приветствовал своих придворных: «Здравствуйте! », - звучит: а желание удивить их; б вежливость; в надежда на новую, счастливую жизнь. «Лебедь, Щука и Рак», «Свинья под дубом» 1. Басней называется: а рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; б короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль; в короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. Значение слова «согласье» в басне «Лебедь, Щука и Рак»: а единство целей и способов действий; б мир, мирные отношения; в готовность к сотрудничеству. Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак»: а осуждение отсутствия единодушия при выполнении общего дела; б поощрение желания сделать работу во что бы то ни стало; в сожаление об отсутствии сил, чтобы сдвинуть груз с места. Крылатое выражение в басне «Лебедь, Щука и Рак»: а «И вместе трое все в него впряглись»; б «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам»; в «Да только воз и ныне там». Слово, которое использовал Крылов в басне «Лебедь, Щука и Рак» в значении «груз»: а кладь; б поклажа; в ноша. Мораль басни «Свинья под Дубом» - обличение невежд: а которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро; б которых устраивает их запас знаний; в которые отрицают активную деятельность для пользы государства. Персонаж басни «Свинья под Дубом», который попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба: а Коршун; б Орел; в Ворон. Эпитет, используемый автором в басне «Свинья под Дубом» для характеристики Дуба: а многолетний; б вековой; в старинный. Значение слова «прок» в выражении «в нём проку мало вижу я»: а доход; б выгода; в толк. Стиль, к которому можно отнести слово «вкушать» в выражении «что он вкушает их плоды»; а художественный; б разговорный; в научный. Средство художественной выразительности, использованное автором басни: а сравнение; б метафора; в аллегория. Произведение представляет собой: а переложение русских народных сказок; б переложение скандинавских народных сказок; в оригинальное произведение. Жанр произведения: а роман в стихах; б баллада; в поэма. Ратмира, Рогдая и Фарлафа связывает: а соперничество в борьбе за Людмилу; б желание стать великим князем; в соперничество с целью испытать свою силу. Соперник Руслана, «воин скромный средь мечей»: а Ратмир; б Фарлаф; в Рогдай. Персонаж, которого автор называет «кровавых битв искателем», «надеждой киевлян», «Людмилы мрачным обожателем»: а Фарлаф; б Ратмир; в Рогдай. Адресаты обращения «вы, рыцари парнасских гор»: а поэты; б пастухи; в воины. Совет старухи-колдуньи Фарлафу состоял в том, что он должен: а отправиться к Черномору за Людмилой; б сразиться с Русланом; в вернуться в свое селение под Киевом. Черномор Людмиле был: а страшен; б смешон; в неприятен. Руслан в поединке победил: а Рогдая; б Ратмира; в Фарлафа. Пояс, который последняя девица подала Людмиле во время утреннего туалета, был украшен: а жемчугом; б кораллами; в бирюзой. О волшебных свойствах шапки Черномора Людмила узнала, когда примеряла её: а перед зеркалом; б в присутствии Черномора; в глядя на своё отражение в воде. Людмила достигла возраста: а шестнадцати лет; б семнадцати лет; в восемнадцати лет. Волшебный меч хранился под: а вековым дубом; б говорящей головой; в огромным камнем. Причина ненависти Черномора к старшему брату-богатырю — его: а могучая сила; б спортивная фигура; в высокий рост. Причина спора меду богатырём и Черномором: а меч; б наследство; в золото. Сила и могущество Черномора были сокрыты в его: а волосах; б бороде; в усах. Выражение, ставшее крылатым: а «Дела давно минувших дней»; б «На время рок тебя постиг»; в «Сбылись давнишние мечты». В основе сюжета произведения лежат: а события из истории России, в которых участвовали реальные лица; б взаимоотношения между людьми; в размышления о благородстве и коварстве, чести и бесчестии. Историческое событие, о котором идёт речь в стихотворении: а Отечественная война 1812 года; б Великая Отечественная война; в первая мировая война. Военная специальность героя стихотворения: а кавалерист; б артиллерист; в пехотинец. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…»: а старый солдат; б драгун; в полковник. В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы! » - автор прибег к: аллегории; б метафоре; в антитезе. В фразах «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени» используется: а метафора; б сравнение; в антитеза. Стиль речи, к которому можно отнести фразы «у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат мусью»: а разговорный; б художественный; в деловой. На следующий день после боя русская армия была готова: а отступить; б продолжить бой; в укрепить свои позиции. Изображение боя представляет собой: а повествование; б рассуждение; в описание. Тема повести: а осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей; б противопоставление крепостников и крепостных; в размышления о необходимости отмены крепостного права. В основе повести «Муму» лежит: а художественный вымысел; б историческая реальность; в нереальное событие. Действие происходит в: а Петербурге; б Москве; в Орле. Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что: а в своей стране он не может открыто высказываться; б ему не о чем говорить с людьми; в для тяжелой работы речь не нужна. По характеру Герасим был: а общительным; б добродушным; в замкнутым. Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле», автор использовал: а гиперболу; б антитезу; в сравнение. Герасим желал жениться на Татьяне, потому что ему: а было одиноко жить в его каморке; б полюбилась Татьяна; в было трудно справляться с домашними делами. Появление Муму в жизни Герасима: а скрасило его одинокую жизнь; б отдалило его от людей; в позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь. В фразе: «Этот лекарь, которого искусство состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки» - используется: а гипербола; б ирония; в антитеза. В фразе: «Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними» - автор использовал: антитезу; б сравнение; в метафору. В предложении: «Он шёл … с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью» - выделенные слова являются: а эпитетами; б аллегорией; в сравнением. Слова «решимость» и «отвага» см. Герасим ушёл из Москвы, потому что: а лишился единственного друга; б устал от городской жизни; в соскучился по крестьянскому труду. Старость у барыни была: а весёлая и щедрая; б грустная и одинокая; в скупая и скучающая. Жанр произведения: а рассказ; б быль; в сказка. Тема произведения: а труд и взаимная выручка; б забота о животных; в человек и природа. Значение слова «тёплый» в названии произведения: а обладающий теплотой, приветливый; б согревающий тело, сытный; в недостаточно горячий. Раненый конь остался жить у: а кузнеца; б мельника; в лесника. Старая сорока считала, что помогла Фильке: а позвав на помощь ворон; б разбудив летний ветер; в напугав своим стрекотанием лютый мороз. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала: а злобу людскую; б ненависть народную; в грубость человеческую. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: а обидел коня; б усилился мороз; в услышал рассказ бабушки. История старого солдата представляет собой: а быль; б легенду; в сказку. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является: а сравнением; б олицетворением; в антитезой. Изображение ночного пейзажа представляет собой: а повествование; б описание; в рассуждение. В предложении: «Ветер … понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует: а метафору; б аллегорию; в олицетворение. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём: антитеза; б сравнение; в аллегория. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный» выделенные слова представляют собой: а эпитеты; б логические определения; в сравнения. Настоящим спасением для деревни является: а совместный труд её жителей; б перемена направления ветра; в своевременная помощь сороки. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню: а желание поделиться хлебом с голодным животным; б благодарность за труд; в примирение извинение за злой поступок Фильки. Жанр произведения: а рассказ; б повесть; в сказка-быль. В основе произведения лежит: а повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б изображение природы Сибири; в повествование о приключениях героя. Васютка бродил по лесу: а в поисках кедровых орехов для рыбаков; б выполняя поручение отца; в ради удовольствия. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» - автор использует: а сравнение; б антитезу; в метафору. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу: а тетерев; б глухарь; в кедровка. Когда Васютка понял, что заблудился, он: а горько заплакал; б запаниковал; в решил не сдаваться. В предложении: «Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них» - используется: а метонимия; б ирония; в метафора. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу: а в озере есть водоворот; б озеро проточное; в ветер принесёт непогоду. Заметив в глубине тайги жёлтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там: а речка; б болото; в озеро. В предложении: «Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья» - автор прибег к: антитезе; б сравнению; в аллегории. Васютка решился использовать последний патрон, потому что: а его заметили с бота; б его не заметили с бота; в он был очень рад рыбакам. Родные Васютки: а были уверены в том, что он сам найдётся; б потеряли надежду найти его; в продолжали искать и надеяться. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: а богатейшей флоре и фауне тайги; б теплой осенней погоде; в умениям и навыкам таёжного жителя. Найдя озеро, Васютка: а стал известным на всю страну; б зазнался; в принёс пользу стране. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге: а «С тайгой надо дружить! »; б «Тайга хлипких не любит! »; в «В тайге одному делать нечего! Коровин Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 2009 Коровин Дидактические материалы по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. Коровин Дидактические материалы по литературе. «Читаем, думаем, спорим…» 2006 Егорова Поурочные разработки по литературе. Липина Тесты по литературе. Учебно-методическое пособие 2005 Миронова Тесты по литературе 5 класс к учебнику Альбеткова Учимся читать лирическое произведение 2007 Коровин Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM 2008 Маранцман Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов 2004 СПб. Еремина Поурочное планирование по литературе: 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Литература. Колокольцев Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс 2005 Контрольно-диагностические системы серии Репетитор. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

Смотрите также:

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: